Нейропсихологическая диагностика у детей
Нейропсихологическая диагностика у детей
Нейропсихологическая диагностика позволяет описать как функционирует головной мозг, позволяет выявлять первопричины учебных или поведенческих трудностей ребенка. Нейродиагностика необходима детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет), а также любому ребенку от 4 лет.
Нейропсихологическое обследование ребенка проводится в присутствии родителей. Желательно, присутствие того, который с самого рождения ухаживает за ребенком. Обычно - это мама. Нейропсихолог расспрашивает родителей о раннем периоде развития ребенка, интересуется, имеющимися на данный момент жалобами, просит показать тетрадки ребенка, результаты ранее проведенных обследований, например, ЭЭГ. Бывает, что родителей специально просят не подсказывать ребенку, чтобы увидеть его реальные возможности, а не получить "хорошую оценку". Надо заметить, что выполнение нейропсихологических заданий нравится детям, и часто они просят маму "прийти еще раз на такие занятия".
Длительность встречи (диагностика и беседа) составляет примерно 1,5 часа. Желательно, чтобы ребенок был здоровым и не утомленным к моменту обследования. Специалист предлагает ребенку нейропсихологические пробы, например, повторить за взрослым движения руками, запомнить слова, назвать плохо прорисованные предметы, составить рассказ, перерисовать фигуру и другие, обычно увлекательные для детей задания. Никакие аппаратные методы не используются.
Особенность нейропсихологического обследования состоит в том, что специалист обнаруживает действительно основные причины, наблюдаемых трудностей. Например, за жалобой на "проблемы с русским языком" могут стоять 1) трудности звукового различения фонем языка, 2) плохая моторика руки, 3) слабость энергетики мозга, быстрая утомляемость, 4) пространственные трудности и другое. Понятно, что знание причин позволяет направленно строить коррекционный процесс, существенно экономить время на исправление.
В конце диагностического обследования специалист беседует с родителем, рассказывает о том, как на данный момент развиты у ребенка высшие психические функции (ВПФ): внимание, память, мышление, речь, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и самоконтроль. Нейропсихолог сообщает не только о проблемных, но и о "сильных" функциях, на которые можно будет опираться в коррекционной работе. По результатам, для ребенка составляется маршрут коррекционной программы (или программы развития). Также специалист дает рекомендации родителям. Например, может посоветовать, с какой стороны от классной доски ребенку лучше сидеть, как организовать процесс выполнения домашних заданий, сколько времени можно проводить за телевизором, как "правильно" отдыхать летом, порекомендовать консультацию других специалистов и др.
Мы считаем, что нейропсихологическое обследование будет полезно не только, ребятам с трудностями усвоения ученого материала, но и детям с высокими способностями. Последним, важно будет узнать как оптимально использовать свои ресурсы, чтобы поддерживать высокую умственную работоспособность, не доводя до переутомления. Маленьким ребята (4-6 лет) нейропсихологическая диагностика поможет определить насколько гармонично развивается мозг и в случае необходимости вовремя поддержать его правильное развитие. Например, при помощи развивающей программы "Умная йога".
Автор заметки: психолог, нейропсихолог
Помогайбо Т.В.